Внедрение бережливого производства в ГБУ РД «Детская поликлиника №1»
По внедрению бережливого производства в ГБУ РД «Детская поликлиника №1»
Цель проекта-оптимизация деятельности лечебно профилактического учреждения, суть проекта перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для пациентов с ограниченными возможностями здоровья. В основе проекта лежит японский метод Кайдзен. Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработка вспомогательных бизнес процессов и управления, а также всех аспектов жизни. В основе этого метода лежат 5 S: аккуратность, порядок, чистота, стандартизация и дисциплина.
С сентября 2018 года в ГБУ РД «Детская поликлиника 1» запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника» совместно с Министерством здравоохранения Республики Дагестан.
Цель проекта: повышение доступности и качества медицинской помощи детского населения ГБУ РД «Детской поликлиники 1» за счет оптимизации процессов устранения потерь: перераспределение нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом, оптимизация внутренней логистики, разделение потоков пациентов, переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации, открытая регистратура и новый облик поликлиники, организация профилактических осмотров на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема. Учитываю, что многие элементы бережливости уже были реализованы
(электронная регистратура, электронная медицинская карта), отсутствие финансирования дало основание для вступление в «неформальный» проект. Была создана рабочая группа, в которой координатором стал Главный врач, руководителем проекта-заведующая отделением Мадиева З.М., членами рабочей группы избраны заведующие отделениями, старшие сестры, врачи-педиатры и специалисты, медицинские сестры, регистраторы.
Были соблюдены все протокольные моменты, разработаны дорожные карты, стратегии, проведен хронометраж медицинских услуг по очередям, нормам, загрузке врачей с привлечением студентов ДМУ, проведено анкетирование медицинских услуг пациентами, вывешены в холле поликлиники листы проблем и предложений для пациентов и сотрудников, обсуждение проблематике, определены цели и задачи, план по реализации мероприятий.
Реализованы проекты: Оптимизация работы регистратуры, снижение времени ожидания записи в 2 раза:
-открытая регистратура, маршрутизация пациентов, разделение потоков больных и здоровых детей.
Результат реформ в работе регистратуры:
1. Сокращение пребывания пациентов около регистратуры с 21 минут до 5-10 минут.
2. Сокращение очередей с 7-10 человек до 3-4 человек и полного отсутствия.
3. Отсутствие пересечения потоков «больной – здоровый», создание кабинета первичного приема.
4. Направление и прием пациентов по определенному времени.
5. Организация картохранилища, маркировка амбулаторных карт, расположение в поточной логике, визуализация расположения амбулаторных карт по участкам и годам.
6. Пациентам не нужно обращаться за карточкой в регистратуру, амбулаторные карты будут подняты перед приемом врачей заранее и будут находится в кабинете врача.
Результаты усовершенствования в работе с пациентами:
1. Введена электронная медицинская карта.
2. Пациенту не надо записываться на повторный прием, на прием к врачам- специалистам, на обследование, так как пациента записывают сами врачи на приеме, давая информацию ему о дате и времени последующего приема.
3. У кабинетов нет очередей или не более 2-3 человек.
4. Ожидание приема не более 3-5 минут.
5. Введена поточная логистика (на одном этаже сконцентрированы кабинеты- диагностического , восстановительного , кабинеты приема врачей педиатров и узких специалистов профиля, визуализация- установка указателей с расположением кабинетов.
Результаты создания комфортных условий:
1. Установка кулеров для воды, телевизоров на 2 этажах, гардероба , оснащение холла поликлиники мягкой мебелью.
2. Создание кабинета «Здоровое детство» с комнатой для кормления грудных детей.
3. Обеспечение автоматизированных рабочих мест для врачебного персонала на 100 %.
4. Мебель и содержимое шкафов и тумбочек приведены в соответствие.
5. Выделено помещение для приема пищи и отдыха.
6. Перераспределена нагрузка по работе между медицинскими сестрами и врачами, за счет этого увеличилось время на внимание пациенту на 30%.
В настоящее время в стадии реализации следующие проекты: Снижение времени прохождение профилактических осмотров детей раннего и старших возрастов. Все проекты рассчитаны до конца марта 2021 года.
В ходе реализации будут решатся параллельно и другие задачи по созданию бережливого производства.